Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МИХАИЛ
45, С. 609-613 опубликовано: 6 сентября 2021г.


МИХАИЛ

Свящ. Димитрий становится духовником вел. кн. Димитрия Ивановича и хранителем печати. Фрагмент миниатюры из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН, 31.7.30-1. Л. 758 об.)
Свящ. Димитрий становится духовником вел. кн. Димитрия Ивановича и хранителем печати. Фрагмент миниатюры из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН, 31.7.30-1. Л. 758 об.)

Свящ. Димитрий становится духовником вел. кн. Димитрия Ивановича и хранителем печати. Фрагмент миниатюры из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН, 31.7.30-1. Л. 758 об.)

(Митяй, наст. имя Димитрий; † 1379, под К-полем), нареченный митрополит Киевский (1378-1379). Происходил из семьи священника (по преданию 1-й трети XVI в., был родом из рязанского г. Тешилова на Оке). Служил в одной из церквей Коломны, являвшейся личным доменом Владимирского и Московского вел. кн. св. Димитрия Иоанновича Донского. Имел представительную внешность, был начитан, красноречив, обладал хорошим голосом. Этим, вероятно, Димитрий привлек внимание вел. князя, к-рый не позднее сер. 70-х гг. XIV в. перевел его в Москву и приблизил к себе. Димитрий стал духовником и печатником Димитрия Иоанновича.

В 1376 г. в К-поле было принято решение о временном разделе Киевской епархии. На ее территории, входившей в состав Литовского великого княжества, был поставлен митрополитом близкий к Литовскому вел. князю Ольгерду болгарин свт. Киприан, с тем чтобы после смерти имевшего постоянную резиденцию в Москве митрополита свт. Алексия (1354-1378) он объединил всю Русскую митрополию под своей властью. По-видимому, узнав о таком решении, вел. князь предложил Димитрия как преемника свт. Алексия на посту главы Русской Церкви. Митр. Алексий не одобрял кандидатуру священника, не имевшего монашеского опыта («новоука»), но, очевидно, согласился из-за отсутствия более достойного кандидата (согласно житийному рассказу, прп. Сергий Радонежский не принял предложение митр. Алексия возглавить митрополию). В 1376 г. Димитрий принял монашеский постриг (внешне как бы по принуждению - «яко неволею»). Его совершил настоятель кремлевского митрополичьего Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыря Елисей Чечётка. Почти сразу вслед за этим М. был поставлен архимандритом великокняжеского московского в честь Преображения Господня мужского монастыря (Спаса на Бору). Свт. Алексий направил К-польскому патриарху Макарию (1377-1379, 1390-1391) послание с просьбой о поставлении М. в митрополита.

Постриг свящ. Димитрия в иноческий чин с именем Михаил. Миниатюра Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 761 об.)
Постриг свящ. Димитрия в иноческий чин с именем Михаил. Миниатюра Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 761 об.)

Постриг свящ. Димитрия в иноческий чин с именем Михаил. Миниатюра Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 761 об.)

В течение полутора лет со времени смерти свт. Алексия († 12 февр. 1378) М. являлся наместником митрополичьей кафедры и фактически исполнял функции ее главы (за исключением поставления епископов). На этот период приходится начало миссионерской деятельности свт. Стефана Пермского, к-рому М. оказывал всестороннее содействие. Коломенский еп. Герасим поставил Стефана во пресвитера «повелением» М.

По приказу вел. князя свт. Киприан, направлявшийся в Москву после смерти митр. Алексия, был задержан и не допущен в город. Самоуправство М. вызывало осуждение со стороны авторитетных представителей рус. монашества (в т. ч. и прп. Сергия Радонежского), не одобрявших также усиление вмешательства великих князей в дела Церкви. С целью упрочить свое положение еще до митрополичьей интронизации М. с согласия и при поддержке вел. кн. Владимирского созвал Собор великорусских епископов. В соответствии с нормами канонического права Собор должен был поставить М. епископом. Однако этому плану решительно противодействовал еп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий свт. Дионисий, находившийся в конфликте с М. из-за чрезмерных амбиций последнего и объявивший о неправомочности подобного акта без санкции патриарха. Полемизируя с Дионисием, М. составил подборку изречений отцов Церкви «от Пчелы правоверия… еже о иноцех-властолюбцех» (найдена в 1863 И. И. Срезневским, текст не опубликован, совр. местонахождение рукописи неизвестно).

Смерть архим. Михаила во время плавания в К-поль. Миниатюра из Лицевого из летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 775 об.)
Смерть архим. Михаила во время плавания в К-поль. Миниатюра из Лицевого из летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 775 об.)

Смерть архим. Михаила во время плавания в К-поль. Миниатюра из Лицевого из летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 775 об.)

В кон. июля 1379 г. М. в сопровождении большой свиты, состоявшей из архимандритов, великокняжеских и митрополичьих бояр, отправился в К-поль с целью быть поставленным на митрополичью кафедру. Срочность поездки была обусловлена тем обстоятельством, что свт. Дионисий нарушил обещание, данное великому князю под угрозой заточения (что осложнило отношения с последним прп. Сергия Радонежского), и тайно отправился в К-поль с жалобами на М. До Оки М. провожали сам кн. Димитрий Иоаннович с боярами, нек-рые епископы и представители московского духовенства. В отсутствие М. митрополичьим местоблюстителем стал Коломенский еп. Герасим (в 1380 благословивший рус. войска перед Куликовской битвой). Поездке предшествовало получение М. ярлыка от хана Золотой Орды Мухаммед-Булака (выдан 28 февр. 1379) - в данном случае своеобразной проезжей грамоты через ордынские владения. Перед отъездом М. испросил и получил от вел. кн. Димитрия Иоанновича бланки грамот (чистые листы пергамена с подвешенными печатями) для их предъявления в качестве векселей генуэзским ростовщикам. Путь посольства лежал через Рязанское княжество по В. и Ср. Дону, а затем через ордынские владения темника Мамая (где М. на нек-рое время был задержан) на черноморское побережье Крыма («на Кафинское море») и далее по Чёрному м. в К-поль. Во время морского путешествия претендент на митрополичий престол заболел и умер, когда судно подплывало к столице Византии. Похоронен в Галате.

Спутники М. после продолжительных споров, не поставив в известность Димитрия Иоанновича, самовольно выбрали в качестве кандидата в митрополиты Пимена, архимандрита переславль-залесского Горицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, и написали на одном из пергаменных бланков, обнаруженных ими после смерти М., грамоту к патриарху от имени вел. кн. Димитрия Иоанновича. Это обстоятельство еще более усложнило конфликтную ситуацию в Киевской митрополии, разрешившуюся лишь в 1390 г., после окончательного возвращения в Москву Киевского митрополита свт. Киприана. Всем этим событиям посвящен своеобразный церковно-политический памфлет - «Повесть о Митяе», написанная либо его соперником митр. Киприаном, либо кем-то из ближайшего окружения последнего. Она сохранилась в составе Рогожского летописца 40-х гг. XV в. (см. Летописание) и др. более поздних летописей. В историографии личность и деятельность М. нередко трактуются через призму восприятия автора Повести. Пространная (в редакции 20-х гг. XVI в.) версия Повести проиллюстрирована в Лицевом летописном своде 70-х гг. XVI в.

Ист.: ПСРЛ. Т. 15; Т. 15. Вып. 1; Т. 18; Т. 25; Т. 11; ПДРКП.
Лит.: Голубинский. История РЦ. Т. 2. 1-я пол.; Соколов П. П. Рус. архиерей из Византии и право его назначения до нач. XV в. К., 1913; Борисов Н. С. Рус. церковь в политич. борьбе XIV-XV вв. М., 1986 (по указ.); Мейендорф И., прот. Византия и Моск. Русь: Очерк по истории церк. и культурн. связей. P., 1990; Макарий. История РЦ. 1995. Кн. 3 (по указ.); Прохоров Г. М. Повесть о Митяе: (Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы). Л., 1978; он же. Памятники переводной и русской литературы XIV-XV вв. Л., 1987. С. 116-118; он же. Повесть о Митяе // СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 252-253; он же. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы: Повесть о Митяе. СПб., 20002. Т. 1; Кузьмин А. В. На пути в Москву: Очерки генеалогии военно-служилой знати Сев.-Вост. Руси в XIII - сер. XV в. М., 2015. Т. 2.
А. А. Турилов
Ключевые слова:
Русская Православная Церковь. История Михаил (Митяй, наст. имя Димитрий; † 1379), нареченный митрополит Киевский (1378-1379)
См.также:
АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)
«АНТИРЕЛИГИОЗНИК» ежемесячн. атеистич. журнал Центр. совета Союза воинст. безбожников СССР, 1926-1941 гг.
АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)
АНТОНИЙ митр. Галицкий († 1391/92)